Новое поколение ФГОС начнет действовать с 1 сентября 2022 года
Что такое новые ФГОС
Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС). Это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России. На основе стандартов создаются методические пособия, учебные материалы и другая литература.
Обновленные требования ФГОС для уровня начального общего образования вступят в силу с 1 сентября 2022 года. Дети, принятые в первые классы в 2022 году, будут учиться по новым стандартам.
Для уровня начального общего образования актуальны следующие документы:
- ФГОС начального общего образования (1–4-й классы);
- Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Мы изучили новые стандарты ФГОС, сравнили их со старыми и делимся основными вещами, которые стоит знать.
ФГОС (2009)
ФГОС НОО вводили постепенно в 2009 году. Стандарт ориентирован на результат и развитие универсальных учебных действия (умений).
ФГОС НОО отвечает на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?». Учащиеся 2-4 классов продолжают обучение по ФГОС НОО (2009 г.). Для наглядности отметим основные позиции стандарта 2009 года:
Знание: Ученик активно участвует в процессе получения знаний.
Обучение: Работа учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.
Учение: Чтобы овладеть знаниями, учитель и ученики выстраивают совместную работу.
Сотрудничество: Ученики участвуют в выборе содержания и методов обучения.
Новые ФГОС НОО 2021 года: основные изменения
Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано.
Вариативность. Выражается в следующем: общеобразовательной организации дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас у него появились конкретные черты.
Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик.
Появление нового понятия «функциональная грамотность»
Новый ФГОС определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учиться?»
Единство обучения и воспитания
Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.
Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.
Например, патриотическое воспитание:
«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.
Патриотизм понимается как:
- интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;
- ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.
Краткие выводы
- Обновленный ФГОС НОО вступает в силу 1 сентября 2022 года.
- Обновленные стандарт коснется детей, которые пойдут в первые классы в сентябре 2022 года.
- Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как помогают в реальной жизни.
- Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения.